Демоническое, настолько демоническое, что уже человеческое.
(В том, что каникулы были ужасно неплодотворными, мало вдохновляющими и еще менее приносящими отдых, в большей мере мне нравится винить трахеобронхит, который сорвал посещение выставки в Сев Кабель. Однако, вспомнив, что посещение выставки Врубеля в сентябре смогло состояться в том числе из-за больничного, приходит ощущение закономерной справедливости. Болезнь дала, болезнь взяла. )
Какова вероятность ситуации в жизни человека, когда ему поступает приглашение посетить выставку Врубеля в корпусе Бенуа Русского музея отдельной небольшой компанией с экскурсоводом-составителем выставки, согласившейся провести в мир таин художника по знакомству? С таким же успехом можно рассчитывать на удар молнией, выйдя из дома в ясную погоду. Сырой, прохладный и нервный сентябрь, будто нарочно заразивши меня чем-то простудно-сонным, уже не казался таким исключительно изматывающим, а опустив температуру ко дню выставки вовсе показался содействующим. Да, гулять во время больничных некрасиво во многих отношениях, но это предложение взаправду сродни молнии!
Поездки в центр города всегда оказывают особенное впечатление, притом беспощадное и отовсюду: солнечный блестящий купол, витиеватый фонарь, человек будто со страниц романа, гладь воды, устойчивые массивные колонны, беспощадное движение масс, временно застывшие скульптуры и барельефы зданий... Всё это сразу, без остановки и в одном месте, что в это сложно поверить. Проезжая по близлежащим к Русскому музею улицам, перебирая глазами снующую толпу, взгляд вдруг нашел стоящую у стеночки здания старушку. Будто потерянная, но в то же время уверенная в своих действиях, она продавала что-то: ни то самодельные игрушки на веревках, ни то что-то из вязанной одежды. Рядом не было ни столика, куда сложить товар (она развесила его себе прямо на руки, от кистей до локтя), ни стульчика или табуретки. Бабушка чуть делала шаг в сторону, возвращалась, опять чуть отходила, и движения эти напоминали ни то, что просьбу, но каждый раз возникающее предчувствие того, что вот этот человек сейчас к ней обратится, спросит что-то, заинтересованно взглянет. Но прохожий проходил.
Как часто можно встретить здесь старушку, сколько она уже стоит, ожидая? А когда она вдруг перестанет приходить сюда, на свое привычное тихое место, заметит ли кто-нибудь, что что-то изменилось в обычной дороге до работы? Может всё это мне показалось, может не было там старушки, может быть это привиделось, что она что-то продает..?
Очнувшись от мыслей уже под высоким потолком и в окружении белых колонн внутри Русского музея, внимание к реальности понемногу собиралось, как собиралась и наша группа, состоящая из маминых друзей по работе, мамы и меня.
Уже знакомые комнаты первого этажа корпуса Бенуа, однако теперь наполненные не бесконечным морем, а с самого порога встречая глазами, испуганными и наблюдающими, но испуг этот не из-за зрителя, а будто от движений мысли о внешнем или внутреннем. На заднем плане лебедь и жемчужная раковина - подарки от друзей; хотя другом Михаил Александрович был непростым, вспомнить хотя бы случай с Серовым, когда Врубель в ответ на замечание друга заявил, что тот не имеет никакого права рассуждать о его картинах, так как Серов -- посредственность, а сам Врубель -- гений. Валентин Александрович поверил, его сомнения в серьезности собственном таланта из-за того, что работа над каждой картиной была не полётом кисти, а тяжелым долгим трудом будто подтвердились, Серов сквозь слёзы признал правдивость слов друга. Каждый гений по-своему справляется со своей гениальностью, Серов же мало умел ее отстаивать.
Для этой картины позировал художник Николай Ге (нужны были не внешние сходства, но понимание фигуры и силуэта в пространстве). Становится интересно, как же выглядит этот страшный, должно быть, Ге? Вот как изображает натуру для картины "Богатырь" Николай Ярошенко:
Говорят, что для позирования Врубель придумал специальную конструкцию из вешалок и пиджака, которая, находясь на плечах у Ге, делала его фигуру огромно широкоплечей. Если художнику нужна натура, и уж тем более если это будет забавно, творец готов на всё.
Михаил Александрович поразительно писал цветы. Его ботанические зарисовки в простом карандаше останавливают, их хочется разглядывать и разглядывать, и кажется сама природа не так ясно выразила в цветке те свои слова, которые смог выразить в рисунке цветка Врубель.
Просят Врубеля, как и некоторых других художников, проиллюстрировать выходящий сборник произведений Михаила Юрьевича Лермонтова. Обращение к теме демонического, граничащего с реальностью и взаимодействие человека с этим - художник прекрасно справляется с задачей изображения отрешенного, вечно надломленного и сопротивляющегося мира Лермонтова, рисунки Врубеля называют не иллюстрациями, а зарисованными воспоминаниями персонажей литературных произведений.
"Сирень" по праву открывает этот период душевных терзаний в картине. Ощущение болезни, темного, не человеческого времени, загадочных цветов, напоминающих кристаллы, фигура человека, будто тоже становящимся подстать окружающему миру болезненным, кристаллическим, потусторонним.
Завершающее полотно - "Демон поверженный". Лишь частично похожий на человека, с неестественными пропорциями, изогнутыми руками и шеей - Демон упал, Демон повержен, потому что такова судьба любого демона.
Комментарии
Отправить комментарий